- Расскажите немного о себе: где выросли? где обучались?
- Родилась и росла я в г. Воронеже. Обучалась в Гимназии УВК №1, закончила Воронежскую государственную технологическую академию по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». В аспирантуру поступила в Институт нефтехимического синтеза им.А.В. Топчиева РАН. Защитила кандидатскую диссертацию в МГУ им. М.В.Ломоносова по направлению Аналитическая химия.
- Как вы пришли в свою профессию? Кто помог с профессиональной ориентацией?
- Преподаю только 1,5 года, до этого воспитывала своих детей. В какой-то день мне попалась группа ЦОПП, где они рассказывали про вторичную профориентацию. Тогда и задумалась, а чем хочу заниматься. Друзья и научные руководители поддержали меня, так и определилась с профессиональной ориентацией. Жаль, что раньше не была знакома с программами центра профессиональной подготовки, возможно, уже бы давно работала преподавателем.
- Расскажите о своем опыте в вашей профессии.
- Работать с детьми очень интересно, но, одновременно и очень сложно, нужно к каждому находить подход, а студентов много. Для меня это самое сложное в моей работе.
- Есть ли в вашей семье представители этой профессии? Если да, то расскажите о них подробнее. Если нет, то кем работают ваши родственники.
- Мои родственники далеки от научной деятельности. Мой муж слесарь, мама сейчас на пенсии, а работала на Электросигнале сборщицей, папа сейчас тоже на пенсии, работал начальником Домуправления.
- Расскажите о ваших подопечных: кто из них добился успехов? (Не только в чемпионатах «Абилимпикс», но и в карьере. Можно назвать фамилии и их успехи - победы, должности, на которых работают).
- К чемпионату «Абилимпикс» подготавливала студентов Алексеева Александра (1 курс), Лобову Полину (1 курс), Савельеву Полину (1 курс), Маслову Ирину (2 курс), Скосырсков Никита (3 курс). Подготовка была как на занятиях во время учебного процесса, так и в свободное от занятий время. Поскольку ребята еще учатся, то пока успехов в работе у них не отмечено. Студентам трудно было и готовиться, и участвовать в чемпионате. В компетенции «Лабораторный химический анализ» задания очень кропотливые, которые требуют большого внимания и усидчивости, и, самое главное, опыта, которого у ребят не было совсем. Даже взвешивание на аналитических весах для ребят было сверхсложной задачей, которая отнимала множество сил и терпения. Но результаты дети показали очень неплохие. 1 место заняла Маслова Ирина, 2 место Лобова Полина и 3 место занял Алексеев Александр. Алексеев Александр в прошлом году занял призовое 1 место в Чемпионате Абилимпикс в компетенции «Мультимедийная журналистика.»
- Сколько ваших конкурсантов участвует в этом году в чемпионатах? Кто является их соперниками?
- Так получилось, что в этом году в представленной компетенции участвовали все студенты из одного учебного заведения, обучающиеся в разных группах на разных специальностях.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее, где могут себя применить конкурсанты в вашей компетенции? Кем они могут работать? (В какие предприятия устроиться?)
- Студенты могут работать лаборантами на любом производстве, техниками на химическом производстве, а также пробоотборщиками.
- Расскажите о вашей компетенции? Какие задания должны выполнить участники?
- В этом году в компетенции «Лабораторный химический анализ» было для студентов всего 2 задания. Одно из них – работа с реальным объектом, которое заключалось в определении кислотности творога, второе приготовить раствор и определить его концентрацию.
- Какие из навыков вы считаете ключевыми в вашей компетенции? Что должен уметь специалист в вашей области? Какие черты характера могут помогать или мешать деятельности?
- Самое главное, что нужно уметь – это внимательно читать методику и выполнять все последовательно и обдуманно и, конечно же, правила работы с посудой, приборами и реактивами. Чтобы быть химиком нужно быть внимательным и усидчивым, по-другому никак!
- Могут ли знания, полученные в вашей компетенции, быть использованы при работе на других специальностях?
- Конечно, в любой профессии важно вникать в суть выполняемой работы и делать это осознанно. А химические знания иногда и в жизни бывают полезны!
- Расскажите об экспертах в вашей компетенции. Кто оценивает соревнования? Какую роль в ходе чемпионата выполняют индустриальные эксперты и эксперты-наставники?
- Все эксперты компетенции Лабораторный и химический анализ впервые участвовали в чемпионате «Абилимпикс». Все мы доброжелательно относились к участникам на площадке. Оценивание участников происходило честно и беспристрастно.
- В честь года педагога и наставника, расскажите о своем опыте наставничества».
- У меня все детки оказались хорошими, но когда имеешь со студентами неформальные отношения, это здорово. Им часто хочется иметь взрослого друга, которому можно рассказать что-то большее, чем родителям, а особенно деткам с ОВЗ. Поэтому то, что мы с ними занимались в свободное от их учебы время, это тоже неплохо. Причем с каждым у нас были часто и индивидуальные занятия, так как учебный план у всех разный. Мне кажется, у нас получилось подружиться и ребята всегда звонят мне по всяким вопросам, бывает и очень пустяковым. Во время учебы они часто заходили просто так поболтать, рассказать о своих невзгодах.
Света родилась в городе Шахты Ростовской области. Когда ей было 9 лет, она со своей семьей переехала в слободу Дегтево.
«Это красивейшее место стало моим настоящим домом, где я взрослела, совершала ошибки, вновь поднималась и достигала первых успехов. Будучи ребёнком, я в своей фантазии перебрала огромную кучу профессий. То мечтала стать актрисой, то желала выучить египетский язык и посвятить жизнь археологии, то в душе, словно пламя свечи, вспыхивало желание заняться живописью. Должна признаться, мои профессиональные капризы очень быстро угасали. Когда же в 18 лет мне пришлось на полном серьёзе выбирать карьерный путь, я пришла к тупику. Потому что совершенно не знала, кем хочу стать. Единственное, в чём я была уверенна, – мне нравится писать тексты. Следовательно, и профессию я выбрала соответствующую – поступила на журналистику», — делится с нами Света.
— Расскажи, как ты узнала о Центре опережающей профессиональной подготовки?
— Когда-то в университете я вела пару рубрик в официальной группе ВК Студенческого волонтёрского центра ВГТУ. Я писала текстовые посты, делала музыкальные подборки, картинки к своим постам, но чувствовала, что мне не хватает знаний в ведении социальных сетей. На тот момент я училась на 4 курсе в Воронежском государственном техническом университете по направлению «Журналистика». Преподаватели мне рассказали о Центре опережающей профессиональной подготовки и о том, что там можно бесплатно получить профессиональное обучение.
— Как ты попала на обучение и как оно проходило?
— Я узнала, что вскоре в ЦОПП начнётся курс профессиональной подготовки «Агент рекламный» (Интернет-маркетинг). И решила, что в условиях цифровизации всего на свете, мне это лишним не будет. Обучение в ЦОПП проходило в формате очных занятий. На них нам рассказывали про особенности ведения разных социальных сетей. В практической части мы разбились на команды и создавали с нуля сообщество в ВК для реальных заказчиков. Я с ребятами работала над созданием ВК-сообщества воронежского салона красоты. По окончании курса у нас была защита проектов перед заказчиками. Слушателей, которые справились со всеми испытаниями лучше всех, работодатели приглашали на работу. То есть обучение в ЦОПП даёт не только профессиональные навыки и официальный документ, подтверждающий вашу квалификацию, но и возможность сразу начать работать в понравившейся сфере.
— Света, изменилось ли что-то после прохождения обучения?
— Я узнала, что из себя представляет полный процесс создания и ведения сообщества в ВК. До этого у меня имелись кое-какие практические навыки. Но то, как создать сообщество, как его правильно «одеть», как сделать из стены систему, в которой аудитории было бы удобно ориентироваться – я очень смутно представляла. После обучения я стала чувствовать больше уверенности в том, что делаю на просторах социальных сетей.
— У тебя были какие-то основные цели и ожидания от обучения?
— Честно, даже не знала, чего ждать. В моей жизни это был первый курс профессиональной подготовки. Наверное, хотелось больше практики. Моей целью было повысить свой профессионализм в области распространения информации на интернет-пространстве.
— Каковы общие впечатления от программы обучения были в целом?
— Курс у нас вела маркетолог-стратег Елена Тимашова. Впечатления от взаимодействия с ней остались положительные. Этот человек своей энергией заряжает окружающих и помогает им поверить в себя. Хочу сказать ей большое спасибо за наставления и пример, каким должен быть настоящий маркетолог.
— Расскажи о поиске работы. Как ты заработала первые деньги?
— За работой далеко ходить не пришлось. После курса я устроилась работать в ЦОПП на должность специалист по интернет-маркетингу. Это была первая в жизни работа, близкая к моей будущей профессии.
— Как думаешь, какое влияние ЦОПП оказал на личностный рост и развитие?
— ЦОПП в моей жизни стал ракетой, которая вознесла меня к карьерному космосу. Получилось, что я не только прошла обучение, но и первый опыт работы обрела именно в Центре опережающей профессиональной подготовки я прошла отличную практическую школу, буквально чувствуя, как во мне зарождается и крепнет стержень профессионала. Я безмерно благодарна за такой опыт! Желаю организации и её коллективу больших успехов и дальнейшего процветания!
— Сколько ты уже работаешь? Что в твоей работе самое трудное?
— По профессии я уже работаю второй год. Самое трудное в моей работе — умение контролировать эмоции, так как я весьма эмоциональный человек. Каждый день журналист знакомится с новыми людьми, в диалоге пытаясь узнать у них необходимую информацию. Если ты нервничаешь, грызёшь себя опасениями, что не справишься и с тобой вообще не захочет никто общаться, то и сконцентрироваться на работе не получится. В итоге выйдет тухлый скучный материал, потому что интервьюируемый, чувствуя твой настрой, может не рассказать ничего интересного, а ты, тоже сжигаемый волнением, не задашь нужных вопросов. Чтобы унять вихрь эмоций или забыть о нём хотя бы на время интервью, я стараюсь отключиться. Когда человек садится передо мной и начинает рассказывать о своём, я ухожу вместе с ним в его мир. Мысленно переживаю все те события, о которых мне надо узнать и про которые он говорит. Если что-то не дорисовывается в моём воображении, то я задаю уточняющие вопросы. В процессе общения, если это уместно, могу пошутить, посмеяться, спросить что-нибудь повседневное. Стараюсь перейти с формата «опрос», на формат «беседа», чтобы герой материала немного расслабился и начал воспринимать интервью с журналистом, как простой разговор с целью знакомства. Скажу честно, полностью отключиться от внутренних переживаний у меня не всегда получается, но в моей профессиональной копилке уже есть несколько хорошо проведённых интервью (по моему мнению). Когда человек начинает тебе улыбаться и между вами воцаряется комфорт – это лучшие ощущения в моей работе.
— В чем заключаются твои должностные обязанности?
— Как корреспондент я пишу статьи и посты для различных ресурсов: Сайт, ВК, Телеграм, Дзен. Этот процесс можно разделить на два этапа: Добыча информации (общаюсь с героями материала, лично посещаю мероприятие). Оформление полученных данных в СМИ-продукт (статья, пост, объявление). Совместно с оператором готовим какие-либо видео в честь различных событий (ходим по университету и мучаем людей вопросами). Иногда подменяю фотографа и фотографию мероприятия, затем обрабатываю фото (в прошлом году наконец-то научилась).
— Жалела ли ты когда-нибудь о своём профессиональном выборе и прохождении обучения?
— Выбранная мною профессия настолько насыщенна различными событиями, что и нет времени ни о чём жалеть. Сегодня ты не знаешь, что тебя ждёт завтра и это начинает мне потихоньку нравиться. Что в Воронеже, что в Новочеркасске мне очень повезло с коллективом. В нашем небольшом кабинете меня окружают самые разные люди, каждый из них — словно отдельная картинка со своими цветами и настроением. Но все мои коллеги относятся ко мне с уважением, стараются наставить и помочь в трудных ситуациях. Наш руководитель умело сочетает в себе доброту и строгость. Благодаря ей я быстро вливаюсь в новый для меня коллектив и работу.
— Несколько советов для начинающих свой карьерный путь ребят: стоит ли приходить на курсы и почему.
— Стоит однозначно! Я считаю, это очень правильно, что сейчас особое внимание уделяется профориентации школьников и студентов. Вспоминаю, с каким трудом я выбирала вуз после 11 класса, потому что просто не знала, что мне нравится, и не было рядом знающих людей, которые могли бы успокоить меня и наставить. А обучение в ЦОПП позволяет заранее попробовать себя в той или иной профессии, что в будущем поможет с большей уверенностью выбрать свой карьерный путь.
— Как думаешь, обучение оказало влияние на твою карьеру ?
— Это обучение сыграло большую роль в моём карьерном самоопределении. Я стала более свободно чувствовать себя в ведении социальных сетей, плюс, во мне прибавилось уверенности за моё профессиональное будущее. Обучение стало поводом для перехода от мысли «эх, вот бы найти работу по специальности», к реальным действиям и попыткам.
— Какие навыки и знания ты получила в результате обучения?
— Я научилась создавать сообщество в ВК с нуля, грамотно оформлять его, анализировать потенциальную аудиторию, познакомилась с видами постов и научилась создавать контент не только в различных форматах, но и под конкретные задачи. Также я узнала, как правильно работать и взаимодействовать с клиентами (заказчиками) и непосредственно с аудиторией.
— У тебя было в планах применять полученные знания и навыки в будущей карьере?
— Я решила сделать первой ступенью моего карьерного пути интернет-маркетинг. Полученные знания и навыки мне стали хорошим подспорьем, потому что в должности специалист по интернет-маркетингу моей основной задачей было ведение официальной группы в ВК. Если конкретно рассказывать о том, что я взяла из курса и применяла на практике, например: начала составлять контент-план; подстраивала текст под аудиторию; старалась не публиковать в постах огромные куски текста, а преподносить материал в виде цепляющей внимание публикации, где всё чётко и по факту.
— Расскажи о своих карьерных шагах и о чем мечтаешь?
— Я проработала в ЦОПП семь месяцев. Затем защитилась, получила красный диплом и переехала в столицу Донского казачества - Новочеркасск. С начала осени работаю корреспондентом пресс-службы в Южно-Российском государственном политехническом университете (НПИ) имени М. И. Платова. Сейчас моя профессиональная мечта – продолжать работать в той сфере, которая мне по душе. И я её успешно воплощаю в жизнь.
Инженер-программист Центра опережающей профессиональной подготовки Воронежской области. Совсем недавно он стал преподавателем дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Использование современных интернет-технологий для контроля знаний студентов в СПО». Курс успешно прошли более 70 слушателей и оставили благодарные отзывы. Мы узнали, как Алексею Сергеевичу удалось так расширить направление своей деятельности и какую роль в этом сыграл ЦОПП.
- С чего началось ваше знакомство с ЦОПП?
- Отправив резюме, я получил приглашение на собеседование. С самого первого дня меня поразили технические возможности: большой и современный компьютерный парк, 3D-принтеры, аудитория виртуальной реальности, программируемые доботы, современные аудитории, оборудованные мощной аудио- и видеотехникой. Особое впечатление на меня произвела студия Jalinga. Это комплексное решение для записи курсов и вебинаров профессионального уровня. Я понял: ЦОПП — это то место, где можно получить новые знания, и я хочу здесь работать!
- Каких профессиональных успехов вам удалось достичь за время работы в ЦОПП?
- Я смог повысить свой уровень знаний, в том числе благодаря прохождению профессиональной переподготовки по теме «Программирование в компьютерных системах» и повышению квалификации «Проектирование и разработка баз данных». Мне удалось систематизировать накопленные ранее знания и приобрести новые.
- Почему вы решили пройти обучение в ЦОПП?
- Мое первое образование - «Технолог пищевой промышленности», но параллельно меня всегда интересовали компьютеры, и, как хобби, я стал изучать самостоятельно программирование. По ночам читал взахлеб книги, проходил множество курсов - это стоит денег и до сих пор большая часть зарплаты уходит на самообразование. А в ЦОПП представилась возможность получить знания на бесплатной основе. Конечно же, такое упустить нельзя!
- Как проходило обучение и чему оно помогло научиться?
- Программирование не стоит на месте: одни технологии уходят, а на их месте появляются новые. Поэтому обучаться необходимо постоянно. И чтобы быть в курсе событий, нужно следить за современными тенденциями. Обучение в ЦОПП происходило дистанционно, что позволяло совмещать работу и учебу. На занятиях мы использовали самые современные технологии, что позволило мне приумножить накопленные ранее знания.
- Почему вы решили начать преподавать?
- Считаю, мне есть, что рассказать! А если серьезно, то на предыдущем месте работы я занимался тренингом сотрудников. Также веду компьютерные курсы в онлайн-режиме. Мне это нравится. А преподавание в ЦОПП — сочетание этих двух направлений. К тому же, есть мудрое высказывание, которое звучит примерно так: «Если хочешь чему-то научиться, начни обучать этому других».
- Каково это: оказаться по другую сторону обучения?
- В первую очередь, это большая ответственность. Нужно не просто научить, нужно объяснить, зачем и как ученик может применить полученные знания. А я получил интересный опыт и, более того, в дальнейшем планирую обучиться, чтобы была возможность преподавать детям.
- Что оказалось самым сложным во всей этой истории?
- Я бы сказал не сложной, а самой ответственной была первая лекция, так как нужно с самого начала заинтересовать слушателя. Уровень знаний у всех разный, и необходимо давать информацию, которая будет понятна всем ученикам.
- Есть ли у вас профессиональная мечта?
- Есть. Пару лет назад я начал работать над программой для комплексной автоматизации ресторанов. Моя мечта — развить данный продукт и, возможно, составить конкуренцию имеющимся в данный момент программам в этой области. А еще хотелось бы создать свою платформу для онлайн-обучения наподобие «Stepik».